Как "фирме-газели" не споткнуться: что происходит с инновационными МСП в России.

Консолидированные меры поддержки высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства обсудили на панельной сессии "Технологический прорыв: роль малых и средних инновационных, высокотехнологичных компаний в российской экономике", которая прошла 23 мая в рамках Форума МСП.
Главный редактор журнала "Стимул", директор Института менеджмента инноваций Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дан Медовников, открывая дискуссию, напомнил, что технологический прорыв невозможен без предприятий малого и среднего бизнеса. Однако российские "фирмы-газели" (т. е. быстрорастущие, высокотехнологичные средние компании) испытали проблемы в связи с кризисом 2008 года, поэтому государству пришлось запускать программу поддержки подобных предприятий.
Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев отметил, что в России сформирована комплексная национальная инновационная система, однако она недокапитализирована. "У нас есть институты поддержки малого бизнеса, Российская венчурная компания, Корпорация МСП, грантовые программы „Сколково" и так далее, но все зарубежные аналоги этих организаций имеют больше ресурсов, чем наши", – сказал Олег Фомичев.
Он добавил, что еще одним препятствием долгое время являлось параллельное существование двух систем поддержки – инновационного и малого бизнеса, хотя первый является частью второго и система поддержки должна быть общая. Кроме того, перед властью поставлена задача создания 8 млн рабочих мест в малом бизнесе, и созданные инструменты будут ориентироваться на производственные и технологические субъекты малого и среднего бизнеса. Помощь МСП оказывают Фонд "Содействие" и РВК. Следующим этапом будет распространение инструментов поддержки на региональных "чемпионов".
Генеральный директор, председатель правления "Корпорации "МСП" Александр Браверман рассказал о направлениях работы своей компании. Речь идет о поддержке стартапов, инвестиционном лифте. "В прошлом году мы профинансировали стартапы на более чем 2 млрд рублей, но количество компаний было небольшим. Мы собираемся наращивать эту поддержку", – отметил Александр Браверман. Кроме того, закупки у высокотехнологичных компаний растут – если в 2016 году речь шла о 1,5 трлн рублей, то в 2018 году Корпорация МСП планирует выйти на 3 трлн.
Первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова в своем выступлении акцентировала внимание на содействии росту человеческого капитала, которое является приоритетной для компании деятельностью. "Иннопрактика" займется оценкой "фирм-газелей" на предмет соответствия параметрам, по которым будет оказана поддержка, а также поможет "свести" высокотехнологичные МСП и крупные корпорации, которые нуждаются в подобном продукте.
Проректор по перспективным проектам ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" Алексей Боровков в своем докладе отметил удобство пространства университетов в качестве экосистемы для роста "газелей".
Председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Борисов в своем выступлении был настроен скептически. "Инновационные компании могут конкурировать на внешних рынках – это очень неплохо, но еще не вечер, так как высокотехнологичных предприятий пока маловато", – сказал он. Сергей Борисов также добавил, что экосистема – инфраструктура, технопарки, бизнес-инкубаторы, – созданная для роста таких компаний, весьма неплоха, но необходимы постоянная ревизия, обновление, программа кластеров для размещения производств и так далее. В России всего 1,5% компаний можно считать инновационными, и очень мало ярких "газелей". Также Сергей Борисов рекомендовал не стесняться учиться у иностранных коллег и использовать их опыт, а не топтаться на месте.
Затем представители крупных корпораций и представители инновационных "фирм-газелей" рассказали об опыте взаимодействия друг с другом в российских реалиях. Начальник центра организации закупочной деятельности ОАО "РЖД" Ирина Митичкина сказала, что корпорация увеличивает закупки у высокотехнологичных субъектов МСП. А в "Русгидро" на тендерах размещают не технические характеристики продукта, а потребительские свойства – таким образом корпорация стимулирует рынок предлагать альтернативные решения, рассказал директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования ПАО "РусГидро" Денис Торопов.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Макроэкономика», «Электроэнергетика», «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233