Виктор Настенко, "Леруа Мерлен": Мы строим компанию-платформу, и это предъявляет огромные требования к ИТ. "TAdviser.ru". 15 марта 2019

Виктор Настенко, Леруа Мерлен: Мы строим компанию-платформу, и это предъявляет огромные требования к ИТ. TAdviser.ru. 15 марта 2019
Как развитие компании и изменение потребительского поведения заставляют "Леруа Мерлен" трансформировать ИТ-платформу? О том, как лидер рынка DIY внедряет комплексные решения HPE SimpliVity, чтобы поддерживать активный рост и оптимизировать издержки на ИТ-инфраструктуру, рассказал руководитель отдела ИТ-платформа дирекции DOMI "Леруа Мерлен" Виктор Настенко.
— О том, что ИТ — ядро любого успешного бизнеса, много говорится и пишется. Что означает этот тезис для вас лично, с точки зрения повседневной работы?
— Сейчас идет фаза активной трансформации бизнеса, и этот тезис действительно актуален. Для меня это — вызов, на который приходится отвечать каждый день.
В реализации и поддержке бизнес-процессов участвуют различные системы, техническое построение и сопровождение которых находится в зоне ответственности ИТ-подразделений.
А поскольку все больше различных областей жизни компании оцифровываются, принимать участие нам приходится практически во всем. Все, что делает ИТ, — для бизнеса.
— За 14 лет, прошедшие с момента появления на российском рынке, "Леруа Мерлен" вырос до крупнейшей сети магазинов самообслуживания в сфере ремонта и строительства. В чем секрет успеха? Насколько велика в этом роль инноваций на базе ИТ?
— Главные секреты успеха — правильная бизнес-концепция, в основе которой лежит модель "низкие цены каждый день", а также корпоративная культура, которая делает ставку на сотрудников и их развитие. В действительности долгое время ИТ выполняло поддерживающую функцию, в ИТ мы шли по "проторенной дорожке" и все внимание было сконцентрировано на предоставлении базовых ИТ-услуг.
Сейчас же мы видим, что рынок и сама культура потребления активно трансформируются, сейчас недостаточно предлагать только товар, клиента интересует полный спектр услуг: возможность купить товар или услугу через любой канал и так, чтобы уровень сервиса был при этом одинаково хорош.
В действительности сейчас мы строим компанию — платформу, и, как вы понимаете, это предъявляет огромные требования к ИТ. Безусловно, нагрузка возрастает, нам нужно адаптироваться и менять методы и подходы каждый день. Важно, что все это происходит не потому, что этого захотел кто-то внутри компании: меняется потребительский рынок, меняется роль ритейлера в предоставлении конечной услуги потребителю. В новой парадигме ритейла ИТ приобретает гораздо большую значимость.
Еще пару лет назад мы практически не занимались разработкой, а сегодня в каждом направлении компании происходит рефакторинг существующих систем, переход от монолитных систем к микро-сервисам.
В общем, все больше инноваций, каждый день.
— А каковы функции вашего подразделения?
— Подразделение, которым я руковожу, предоставляет продуктовым командам, ориентированным по направлениям бизнеса, технологическую платформу. Это каналы передачи данных, вычислительные мощности, инфраструктура хранения данных, инфраструктурные сервисы, определенное программное обеспечение, поддержка баз данных, практики и инструменты DevOPS. На базе нашей технологической платформы и формируются ИТ-услуги, разрабатываются бизнес-приложения и микросервисы, представляющие ценность для конечного пользователя.
— В 2018 году компания "Леруа Мерлен" приобрела помещения сети строительных магазинов "К-Раута". С какими вызовами вы столкнулись в связи с этим? Какие специфические задачи решал в этом проекте ваш отдел?
— Вызовов для компании в целом было много: и набор персонала, и переделка помещений под стандарты "Леруа Мерлен", и организация логистики, и многое другое.
Что же касается задач ИТ-платформы, то была изменена ИТ-архитектура объектов, осуществлена консолидация инфраструктуры на двух специализированных площадках, отвечающих особым нормам и требованиям. За счет этой централизации были сняты проблемы создания специальных помещений и наличия обслуживающего персонала на каждом из объектов. Основная сложность касалась именно сжатых сроков проекта: времени было в 2–2,5 раза меньше, чем обычно отводится на запуск ИТ-инфраструктуры магазинов.
— В России открыт 91 магазин "Леруа Мерлен" в 44 городах, и уже один за пределами страны — в Казахстане, в Алматы. Менялась ли ИТ-архитектура компании в связи с ростом?
— Да, архитектура пережила довольно серьезные изменения. И в плане построения каналов связи, в плане ряда других компонентов. Два года назад была проведена полная модернизация внутренней инфраструктуры всех объектов. Это коснулось и схемы построения сети, замены активного оборудования, создания общего доменного пространства, переработки системы управления конфигурациями и многого другого.
Изменения не завершены, они продолжаются. Происходит укрупнение центральной части, строится конвергентная инфраструктура, которую в будущем было бы проще масштабировать. Дело в том, что исторически каждый магазин обладает собственными серверными мощностями, которые требуют периодической замены или модернизации, а это удорожает как минимальный порог вхождения, так и затраты на сопровождение.
В случае централизации инфраструктуры повышается управляемость и утилизация ресурсов, что положительно сказывается на оптимизации затрат, создает возможность для легкого масштабирования.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про централизацию ИТ-инфраструктуры.
— У нас есть показательный проект в Северо-Западном регионе. В Санкт-Петербурге "Леруа Мерлен" представлен двенадцатью магазинами, включая не открытые точки, собственный ИТ-комплект каждого из которых до недавнего времени включал в себя 3 сервера HPE ProLiant и систему хранения начального уровня HPE MSA. На каждой отдельной площадке на этой инфраструктуре были развернуты свои серверные приложения.
В процессе развития инфраструктуры по причинам, которые я уже указывал, мы приняли решение консолидировать инфраструктуру. Мы инвестировали в каналы связи между всеми распределенными площадками и телекоммуникационным узлом (ТКУ), то есть получилась топология типа "звезда", вынесли приложения, которые хостились раньше в каждом отдельном магазине, на центральную площадку. Каналы связи с высокой пропускной способностью позволили пользователям комфортно работать с приложениями магазина так, как будто они расположены локально.
Этот "вынос" дал возможность в принципе отказаться от серверной инфраструктуры, файрволов и другого оборудования уже на 8 из 12 площадок, 4 в процессе перехода, и мы планируем завершить миграцию в 1ом квартале 2019 года. В ЦОД был установлен кластер HPE SimpliVity с дополнительными вычислительными узлами, куда как раз и была проведена миграция виртуальных машин со всех удаленных площадок.
Виртуальных машин по количеству и потребляемым ресурсам меньше не стало: они просто консолидировались в одном месте, таким образом мы значительно повысили утилизацию ресурсов. Особенно высоко мы оценили преимущества решения HPE SimpliVity в следующем: во всех 8 магазинах были достаточно похожие данные, а встроенная в SimpliVity функция дедупликации все эти данные сжала примерно до объема 2 магазинов, т. е. почти в 4 раза.
При первоначальном выборе решения мы сравнивали стоимость развертывания инфраструктуры в классическом варианте для всех магазинов и внедрение гиперконвергентного кластера SimpliVity на центральной площадке: второй вариант оказался дешевле, в том числе, и с точки зрения первоначальных инвестиций.
Особенно привлекает в таком решении тот факт, что при необходимости в развёртывании новых магазинов нам не придётся устанавливать оборудование, мы просто развернём виртуальные сервера на существующей площадке, а при необходимости добавления ресурсов просто добавим столько узлов SimpliVity, сколько нам потребуется, без остановки сервисов.
— Как давно был реализован этот проект?
— Инсталляция HPE SimpliVity была осуществлена в конце лета 2018 года.
— Помимо встроенной функции дедупликации, какие еще преимущества есть у этой гиперконвергентной системы?
— Как я уже упомянул, конвергентная инфраструктура проще масштабируется и проще управляется. В этом и есть ее основное преимущество для нас. Сеть "Леруа Мерлен" растет, количество данных, с которыми мы работаем, увеличивается, разрабатываются новые сервисы — это тоже требует ресурсов, в том числе, инфраструктурных.
Вопрос масштабирования по принципу "pay-as-you-grow" для нас актуален, как никогда. SimpliVity — это протестированное, хорошо мультиплицируемое решение, которое сочетает в себе функции, которые обычно выполняет набор из серверов, SAN-сети, системы хранения, ПО резервного копирования, ленточной или дисковой библиотеки. На данный момент это решение полностью соответствует нашим потребностям для задач консолидации филиалов.
— Почему именно HPE? Что повлияло на выбор в пользу решений этого вендора?
— SimpliVity — это не первый продукт Hewlett Packard Enterprise в ИТ-инфраструктуре компании. Я уже упоминал, что классический комплект для отдельных магазинов включает в себя серверы ProLiant и СХД MSA также производства НРЕ.
Важным фактором, повлиявшим на принятие решения о включении в ИТ-инфраструктуру гиперконвергентной системой НРЕ, стал именно положительный опыт эксплуатации других продуктов этого вендора.
Конечно, для нас важна, в первую очередь, их надежность. Кроме того, не последнее значение имеет доступность технической поддержки, предоставляемой сервисной сетью HPE не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Подобное есть далеко не у всех поставщиков решений. С реализацией решения нам помогал партнер HPE — компания 4?4.
— Компания 4х4 привлекалась к реализации только этого проекта, или "Леруа Мерлен" сотрудничает с ней на постоянной основе?
— Мы взаимодействуем по направлению архитектурных исследований в части серверной ИТ-инфраструктуры, проектирования систем, подбора решений. Что же касается проекта, о котором я рассказал, то еще на этапе принятия решения специалисты 4?4 помогли нам с разработкой архитектуры, а также с проведением тестирований, которые длились 2 месяца на демо-оборудовании.
— В завершение беседы: какие наиболее актуальные задачи предстоит решать ИТ-департаменту в ближайшие год — два?
— Таких задач очень много, вот некоторые из них.
Переход к гибридной инфраструктуре (hybrid cloud).
Переход к предоставлению сервисов: у остальных подразделений нет времени на детальное погружение в то, как работают технические сервисы, они должны быть понятны, просты в использовании, надёжны, измеряемы и доступны.
Создание и предоставление платформы контейнеризации.
Предоставление CICD инструментов и практик DevOPS для всех продуктовых команд.

Для справки: Название компании: Леруа Мерлен Восток, ООО (Торговая сеть Leroy Merlin) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «DIY & Household Retail» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233