Плачу и плачу: сколько на самом деле стоит одежда. "РБК-Недвижимость". 16 мая 2018

Каждый из нас, покупая очередную модную вещь, хотя бы раз задавался вопросом: "А за что, собственно, я плачу?" Рассказываем, из чего складывается стоимость вещей и почему "дорого" не всегда значит "качественно".
Качество

Очевидно, первостепенная статья расходов для любого бренда одежды - затраты на ее производство, от качества материала до рабочей силы. Одно дело платить бангладешскому рабочему пять долларов в день, другое - содержать штат высококвалифицированных швей и мастеров на фабрике в Италии.
То же касается и используемых материалов: казалось бы, в чем разница между кашемировым свитером Uniqlo по 70 долларов за штуку и аналогичным Loro Piana больше чем в 20 раз дороже. Все дело в сырье: чем тоньше и мягче кашемировая нить, тем выше качество изделия, кроме того, роль играет особый способ обработки пряжи.
Или еще один пример: дизайнер Демна Гвасалия как-то на вопрос, почему худи его бренда Vetements стоят почти 500 долларов, ответил, что для их производства используется особый хлопок в два раза тяжелее обычных аналогов. Прочность швов, использование тканей с готовым принтом или же разработка авторских, стойкость красителей, долговечность материалов, сложность в разработке лекал - все это закладывается в финальную стоимость вещи. Чем выше заявленная категория бренда (от масс-маркета до люкса), тем больше вероятность, что высокая стоимость оправдывается соответствующими затратами. Это правило работает далеко не всегда, но об этом позже.
Дизайн и конструкция
Чем сложнее дизайн и отделка той или иной вещи, тем выше цена - простая базовая футболка не может стоить столько же, сколько футболка с аппликацией или другим декором. Брюки сложной конструкции дороже произвести, чем классические прямого кроя. При этом, если в ассортименте бренда есть, скажем, асимметричный тренч с множеством деталей, цена которого в итоге составит около 1000 долларов, он не может позволить себе выпускать свитшоты по 50 долларов - слишком большой разброс ценовой политики зачастую вредит имиджу. Поэтому бренду придется либо дорабатывать дизайн более дешевых в производстве позиций, чтобы сделать их стоимость оправданной, либо искусственно завышать цену.
Объем
Еще одна причина низкой себестоимости вещей - объем производства: чем больше единиц одного товара вы отдаете в пошив, тем меньше вам придется за это заплатить. Фабрикам невыгодно работать с маленькими заказами: представьте, что вам нужно сшить 10 разных платьев по 10 штук и для каждого разработать индивидуальные лекала и макеты. Кроме того, крупная оптовая закупка тканей и фурнитуры также в большинстве случаев обходится дешевле по сравнению с небольшими партиями.
Наверняка вы не раз недоумевали, почему "обычная" футболка какого-нибудь нишевого молодого дизайнера стоит почти так же, как брендовая вещь. Ответ прост: если у дизайнера нет финансовой возможности или необходимости производить большой объем вещей, ему приходится закладывать в финальную цену переплату за закупку тканей, содержание собственного ателье с несколькими швеями и закройщиками и издержки работы не на количество, а на качество (продать, скажем, одно пальто за 600 долларов зачастую куда сложнее, чем 10 таких же по 100 долларов).
Наценка
Перед тем как попасть в магазин, любая вещь проходит еще несколько производственных кругов, и каждый из них отражается на цифре, которую мы видим на ценнике. Затраты на транспортировку (на этот фактор во многом влияет географическое расположение магазина-импортера), таможенные пошлины и НДС, разница курса валют - и это только половина пути. Сам магазин, который должен стать посредником между брендом-производителем и покупателем, тоже требует определенных затрат: как минимум это оплата аренды и зарплата сотрудникам плюс налоги. В конечном итоге получается, что себестоимость увеличивается в несколько раз, в зависимости от политики бренда наценка может составлять от 100 до 300 процентов, а то и выше.
Многие не понимают, почему стоимость вещей в российских магазинах зачастую невыгодно отличается от ценника за рубежом. К сожалению, свой отпечаток накладывают сложности по части дистрибуции товаров, связанные с бюрократическими и законодательными особенностями. Так, помимо таможенных пошлин и затрат на доставку отечественным магазинам приходится иметь дело с налогом на добавленную стоимость - в России он составляет 18%. Такой налог действует во всех странах, но размер его везде разный.
Маркетинг
Давайте проведем простой эксперимент - сравним цены в одном онлайн-магазине на резиновые тапочки с логотипами двух брендов: Gucci и Joshua Sanders. Получим следующее: 28 700 рублей и 7200 рублей соответственно. Дизайн идентичный, состав - тоже. Разница только в позиционировании. Можно предположить, что полиуретан, используемый Gucci, в разы качественнее того, что закупает для своих тапочек условный Joshua Sanders, но, скорее всего, причина в том, что итальянский модный дом просто обладает куда более высокой конкурентоспособностью по части брендинга и маркетинга.
Чем "люксовее" компания, тем больше средств она тратит на эти статьи расхода: рекламу (от производства до размещения), постановку fashion-показов, оформление магазинов (к работе над которыми нередко привлекаются топовые художники и архитекторы), сотрудничество с блогерами и селебрити и прочее. Все это также закладывается в финальную стоимость вещей - можете называть это наценкой за бренд. То есть если вы покупаете, скажем, футболку Dior, то платите не только (и порой не столько) за саму футболку, а за возможность обладать ею.
Хорошим примером здесь может стать британская марка Burberry. К началу 2000-х она обзавелась незавидной репутацией из-за того, что очень полюбилась английским футбольным фанатам из неблагоприятных районов. Статус бренда оказался под угрозой, и, чтобы исправить положение, руководство решило сменить стратегию: минимизировать использование фирменной клетки, нанять нового креативного директора и ощутимо поднять цены на свою продукцию.
Чтобы быть привлекательными для аудитории, люксовые бренды предлагают покупателям якобы эксклюзивный продукт, доступный не всем, - зачастую мы хотим то, что не можем получить. Именно поэтому "высокая цена" не всегда равно "лучшее качество", особенно когда речь идет о крупных брендах, для которых мода - это прежде всего бизнес, нацеленный на получение прибыли.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Прочие торговые сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233