ВТБ передал эстафету. "Ежедневная газета РосБизнесКонсалтинг". 25 мая 2018

"Марафон Групп" стала совладельцем розничной сети "Магнит"
Группа ВТБ спустя всего несколько месяцев после покупки 29% акций сети "Магнит" продала значительную часть этого пакета - почти 12%. Новым совладельцем ретейлера стала инвестиционная "Марафон Групп", основанная выходцами из А1
Группа ВТБ продала 11,82% акций сети "Магнит". Покупатель - инвестиционная "Марафон Групп", созданная Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым. О состоявшейся сделке говорится в сообщениях сторон.
Сумма сделки не раскрывается, приобретенный пакет оценивается в 62,5 млрд руб. исходя из стоимости акций "Магнита" на момент закрытия торгов 23 мая 2018 года. Для сделки были привлечены собственные деньги группы и заемные средства, структурирована она по схеме РЕПО, говорится в сообщении.
По завершении данной сделки группа ВТБ наряду с другими акционерами продолжит активное участие в развитии бизнеса компании "Магнит" и поддержании лучших стандартов корпоративного управления, принятых в публичных компаниях, отмечается в сообщении финансовой организации.
"Марафон Групп" изначально заявляла о своем интересе к проектам в розничном секторе, приводятся в пресс-релизе слова Винокурова. "Магнит" сейчас - недооцененный актив, считает он. "При определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров", - уверен президент "Марафон Групп". "Магнит" - это долгосрочная инвестиция для "Марафон Групп", заявил Винокуров в интервью РБК. "Более вероятно увеличение нашей доли в среднесрочной перспективе, чем продажа пакета", - добавил он.
В четверг, 24 мая, на 17:00 по московскому времени акции "Магнита" на Московской бирже подорожали на 1,8%, до 5,28 тыс. руб. за бумагу. Цена одной глобальной депозитарной расписки компании (одна акция соответствует пяти распискам) на Лондонской бирже выросла на 0,8%, до $20,8 за штуку. Капитализация компании выросла до 538 млрд руб.
Кто стал совладельцем "Магнита"
"Марафон Групп" основана Александром Винокуровым в 2017 году. Холдинг специализируется на четырех направлениях: фармацевтика, FMCG и ретейл, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство, рассказывал он РБК.
В субхолдинг "Марафон Фарма" входят производственные компании "Синтез", "Биоком", "Форт", "Бентус Лаборатории", дистрибьютор "СИА Групп" и аптечный оператор "Мега Фарм" (сети "А-Мега", "Да, здоров!" и "Азбука Life"). У инвестгруппы также есть договоренность об объединении нескольких фармактивов с госкорпорацией "Ростех".
Второй субхолдинг, "Марафон Спорт", включает в себя спортивные активы группы: клуб "Секция", компания IQSport, профессиональная велокоманда Marathon-Tula Cycling Team.
После покупки доли в "Магните" компания уже сформировала третий субхолдинг - "Марафон Ретейл", говорится в сообщении.
От частного к государственному
Сеть "Магнит" была основана Сергеем Галицким в 1994 году как дистрибьютор бытовой химии, первые магазины открылись в 1998-м. Бизнесмен всегда оставался основным владельцем "Магнита" и сам руководил компанией. К 2006 году, когда сеть насчитывала уже 1,5 тыс. магазинов, ретейлер провел IPO, продав 19% акций за $368 млн. В 2013 году "Магнит" стал крупнейшим ретейлером в России по размеру оборота, обогнав своего основного конкурента - X5 Retail Group, которая управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель". "Боюсь показаться нескромным, но впервые за 15 лет с момента открытия первого магазина мы стали лидером по продажам", - заявлял тогда Галицкий.
Но в 2016 году у "Магнита" начались проблемы: по итогам года компания впервые в своей истории сократила прибыль и уступила первое место X5 Retail Group. В 2017 году финансовые показатели компании продолжали ухудшаться: чистая прибыль компании снизилась по итогам года на 34,7%. Инвесторы были недовольны результатами сети: к апрелю 2018 года акции "Магнита" в сравнении с февралем 2016 года подешевели почти вдвое. В итоге X5 Retail Group впервые за семь лет обогнала "Магнит" и по капитализации.
В итоге, как утверждают источники РБК из окружения Галицкого, из-за давления со стороны инвесторов и "общей усталости" он принял прежде всего "эмоциональное решение" о продаже компании. В феврале 2018-го бизнесмен объявил о продаже принадлежащих ему 29,1% акций "ВТБ Капиталу" за 138 млрд руб., оставив себе менее 3% акций "Магнита".
"В двух словах: я думаю, что это непростое для меня решение было по причине того, что это слишком долгий процесс. Все-таки я основал эту компанию, но время идет, ничего не вечно", - прокомментировал свое решение продать акции компании Галицкий на пресс-конференции, явно при этом сдерживая слезы. Инвесторы видят будущее компании по-другому, и, как резюмировал бизнесмен, он не будет "стоять поперек процесса". "Просто в ходе одного из разговоров Сергей Николаевич выразил пожелание, что, наверное, ему пришло время продать компанию, что он хочет сконцентрироваться, как он сказал, на проблемах детского футбола", - уверял тогда президент ВТБ Андрей Костин. ВТБ не будет "вечно" акционером "Магнита", уверял глава госбанка. Первый зампред банка Юрий Соловьев тогда добавил, что банк рассчитывает оставаться акционером как минимум два-три года.
Как рассказал Винокуров в интервью РБК, у "Марафон Групп" появился интерес к покупке доли в "Магните" сразу после сделки ВТБ. "Как инвесткомпания - мы должны уметь быстро реагировать на возможности, которые предоставляет рынок. Возможность появилась - мы ей воспользовались", - пояснил он.
ВТБ планирует использовать свое участие в "Магните" в том числе для сотрудничества сети с "Почтой России". Партнерство почтового оператора и "Магнита" должно создать нового крупнейшего игрока на рынке торговли. Сейчас "Почта России" управляет 42 тыс. отделений по всей стране, и это в 2,5 раза больше, чем у "Магнита", который уже является самым крупным по количеству точек ретейлером России.
Рынок негативно отреагировал на новость о сделке между ВТБ и "Магнитом": в день объявления акции подешевели на Московской бирже почти на 8%, до 4473 руб. за бумагу, глобальные депозитарные расписки на Лондонской бирже - на 10%, до $17,64 за бумагу. Поводом для снижения стал в том числе сам факт ухода Галицкого от управления. Кроме того, это "рост косвенной госсобственности в экономике", пояснял тогда РБК заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС Александр Абрамов.
Давние знакомые
Винокуров и ВТБ уже работали вместе в ретейле. Почти десять лет назад, в 2009 году, инвестподразделение банка - "ВТБ Капитал" и инвестфонд TPG Capital, вице-президентом которого на тот момент был Винокуров, вместе купили 35,4% акций розничной сети "Лента" у его основателя Олега Жеребцова. В 2011 году TPG и ВТБ вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) получили контрольный пакет ретейлера - более 85% сети. После привлечения новых инвесторов с помощью допэмиссий доля TPG сократилась до 34%, ЕБРР - до 7,4%. ВТБ также постепенно сокращал свою долю, и в 2015 году у "ВТБ Капитала" было только 4% акций. После этого размер своего пакета банк не раскрывал. По информации источника РБК, близкого к банку, финансовой организации по-прежнему принадлежит около 5% сети.
И снова в лидеры
"Первое место - это не для нас", - заявлял Галицкий после того, как "Магнит" потерял лидерство в 2016 году. Но с учетом появления нового акционера концепция развития сети поменялась, и "Магнит" вновь намерен претендовать на лидерство. Как заявил на прошлой неделе гендиректор сети и один из основных топ-менеджеров команды Галицкого Хачатур Помбухчан (работает в сети с 2006 года), компания ставит перед собой цель возвращения лидерства по выручке и чистой прибыли.
Практически сразу с момента перехода "Магнита" к ВТБ началась разработка новой стратегии ретейлера. Работать над стратегией вместе с Помбухчаном новые акционеры привлекли бывшего топ-менеджера основного конкурента - Ольгу Наумову. В апреле она ушла с поста гендиректора сети "Пятерочка", входящей в X5 Retail Group. "Магнит" уже располагает "лучшей командой", будет и дальше ее усиливать и приглашать "людей вне зависимости от того, где они до этого работали", заявлял Помбухчан. В "Магните" сформируется новая система корпоративного управления, подтвердил Винокуров.
Сейчас рынку требуется "рост, количество открытий, like-for-like (сопоставимые продажи. - РБК) и агрессия", говорил сам Галицкий в феврале, объявляя о сделке с ВТБ. По сравнению со своими конкурентами "Магнит" пока отстает по этим показателям. Выручка X5 Retail Group в 2017 году выросла на 25%, третьей крупнейшей сети "Лента" - на 19%, а "Магнита" - всего на 6,4%. Из топ-3 крупнейших сетей "Магнит" единственный сократил сопоставимые продажи и чистую прибыль.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233