Игорь Сечин раскритиковал закон о трубопроводах "Транснефти". "РосБизнесКонсалтинг". 17 июня 2017

"Транснефть" считает, что из-за позиции "Роснефти" откладывается принятие закона, регулирующего трубопроводную транспортировку нефти. Вопрос снят с повестки правкомиссии по ТЭКу "из-за неразрешимых разногласий по законопроекту"
Закон под угрозой
Повестка дня последнего заседания правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу была изменена решительным образом — из нее исчезло обсуждение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов", узнал РБК.
За неделю до назначенного на 14 июня заседания комиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича было решено, что на нем не будут обсуждать трубопроводную тематику — "из-за наличия неразрешимых разногласий по законопроекту", сообщил РБК один из приглашенных на это совещание — менеджер крупной нефтяной компании. В итоге обсуждение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" отложено на неопределенный срок.
Информацию о замене вопроса в повестке правкомиссии подтвердил РБК чиновник в аппарате Дворковича. Представитель вице-премьера Алия Самигуллина подтвердила РБК, что законопроект на комиссии не обсуждался, а формирование повестки дня комиссии назвала "рабочим процессом", отказавшись его комментировать.
Высокопоставленный источник РБК в Минэнерго полагает, что законопроект в этом году может быть не принят, поскольку серьезные замечания к нему высказали пять нефтяных компаний — "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "РуссНефть", "Газпром нефть" и "Татнефть" — и несколько профильных ведомств. По мнению собеседника РБК, закон необходимо серьезно дорабатывать, чтобы были учтены интересы всех участников рынка.
Что регулирует закон о магистральном трубопроводном транспорте нефти
Закон "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" был подготовлен по поручению Владимира Путина от 30 июля 2015 года Министерством энергетики и должен был быть внесен в правительство до 1 июня, а в Госдуму — до 1 октября, следует из плана законопроектной деятельности правительства. Законопроект оговаривает условия доступа к трубопроводу для его обслуживания и ремонта, для ликвидации последствий аварий, регулирует земельные проблемы, возникающие при прокладке и обслуживании трубопроводов, а также тарифы на прокачку нефти, отношения с поставщиками нефти в трубопроводную систему.
1 июня текст законопроекта не был внесен в правительство.
Замечания "Роснефти"
Основные замечания к закону предъявила "Роснефть". 24 апреля главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин прислал министру энергетики Александру Новаку замечания компании к законопроекту — 25 листов (копия есть у РБК). Глава "Роснефти" не согласен с вводимыми законопроектом "инвестиционными" надбавками к тарифам, ?указывает на "непрозрачную структуру" перераспределения прибыли внутри группы "Транснефть", а также не соглашается с закрепляемым законом принципом "качай или плати".
Впоследствии замечания "Роснефти" к законопроекту были расширены. В письме вице-президента по трейдингу Отабека Каримова от 9 июня в адрес замминистра энергетики Кирилла Молодцова (приложение на 39 листах; есть у РБК) подчеркивается, что законопроект содержит злоупотребления доминирующим положением "Транснефти", нарушает нормы собственности и угрожает безопасности трубопроводов, так как не распространяется на трубопроводные проекты нефтяных компаний и т.п.
Представитель Минэнерго отказался комментировать эту переписку, сообщив лишь, что ведомство продолжает работу над законопроектом.
Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев также отказался комментировать переписку Сечина с Минэнерго и замечания компании к законопроекту. Представитель "Роснефти" уточнил, что магистральными трубопроводами компания не владеет.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин заявил РБК: "Принять законопроект — это поручение президента, данное два года назад. Они ["Роснефть"] прислали замечания через полтора года после начала работы над законопроектом и через полгода после начала процедуры его публичного обсуждения". Позиция "Роснефти", по его мнению, преследует единственную цель — добиться повышения статуса части ее нефтепроводов до "магистральных", что дает право на получение льгот, предусмотренных Налоговым кодексом. "Они хотят получить льготы без регулирования тарифов по их нефтепроводам со стороны государства и без возможности подключения к ним других пользователей", — утверждает он.
Источник РБК в "Роснефти" считает эти претензии странными. По его словам, глава государства поручил обеспечить безопасность прокачки нефти по трубопроводам, а не создать преференции нефтетранспортной монополии. Инвесттарифы и штрафы "Транснефти", включая схему "качай или плати", собеседник назвал "сбором дани". "Если вы инвестируете в какой-то актив, то вы как минимум должны получить долю в этом активе", — пояснил он.
Позиция нефтяников и ведомств
РБК ознакомился с замечаниями к законопроекту, присланными "РуссНефтью", "Газпром нефтью" и "Татнефтью", а также рядом профильных ведомств. ЛУКОЙЛ своих замечаний не прислал, сообщил РБК источник в компании. "Сургутнефтегаз" прислал 25 мая, но 30 мая отозвал после их обсуждения с Минэнерго и "Транснефтью".
По словам одного из участников заседания 14 июня, ФАС также не прислала замечаний. Антимонопольная служба не видит целесообразности в принятии этого закона, поскольку действующим законодательством все затрагиваемые им вопросы урегулированы, сообщил РБК официальный представитель ведомства.
"Татнефть" предлагает запретить "Транснефти" как собственнику магистральных трубопроводов торговать нефтью и нефтепродуктами, увеличить сроки согласования договоров на прокачку нефти с компаниями с 15 до 30 дней и запретить отказывать нефтяникам в праве прокачать нефть по трубам из-за ее несоответствия нормам качества. "Газпром нефть" просит разрешить добывающим компаниям владеть магистральными трубопроводами и дать возможность оспаривать в суде размер штрафов "Транснефти" за не сданную вовремя в систему нефть.
Минфин полагает, что законопроект ведет к сокращению доходов федерального бюджета из-за более широкого перечня случаев выдачи разрешений на водопользование без проведения аукционов, но готов согласовать текст, если его замечание учтут. Минэкономразвития считает, что часть прописанных в законе норм избыточна, поскольку они уже регулируются правительством, включая тарифы на прокачку нефти. По словам источника РБК в этом ведомстве, часть замечаний учтена по итогам прошедших совещаний.
Представители "Сургутнефтегаза", "РуссНефти", Минфина, "Газпром нефти" и Минэкономразвития от комментариев отказались. В "Татнефти" на запрос не ответили.
Позиция "Транснефти"
Штрафные санкции в случае недозагрузки трубопроводов в срок и принцип "качай или плати" необходимы для поддержания дисциплины среди нефтяных компаний, пояснил РБК Игорь Демин. "Мы корректируем количество нефти, сдаваемой в систему "Транснефти" в три этапа: ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. А нефтяники срывают объем поставки. Штраф в 10 МРОТ с тонны нефти предлагается предусмотреть, только если поставщики не предупредили "Транснефть" об изменении объема прокачки нефти хотя бы за месяц. Ведь мы несем расходы на поддержание работы системы и должны планировать свою деятельность заранее", — говорит советник главы "Транснефти".
Применение согласованных инвесттарифов, по его словам, самый востребованный нефтяными компаниями способ финансирования новых мощностей. "Есть и другие формы финансирования: например, целиком строить за счет нефтекомпаний или целиком за счет "Транснефти". Компании сами выбирают, что им выгоднее", — уточняет он.
Замечания других участников рынка и ведомств к документу представитель "Транснефти" назвал рабочими и поддающимися согласованию, добавив, что часть из них уже снята с повестки.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Нефте-, газоперерабатывающая», «Железнодорожный транспорт», «Логистика» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233