Фермеры хотят в гипермаркеты. "Фонтанка.ru". 4 апреля 2018

Конкурировать с псевдофермерской продукцией, заполонившей ярмарки и рынки, у крестьянских хозяйств Ленобласти пока не получается. Они ищут путь к столу петербуржцев через крупные розничные сети.
Если ввести в поисковиках словосочетание "магазин фермерской продукции", в Петербурге он выдаст около 120 адресов магазинов. Но в абсолютном большинстве найти продукцию крестьянских хозяйств невозможно. В интернет-магазинах – чуть больше настоящего. "Мы проверили 57 петербургских интернет-магазинов, которые позиционируют себя как фермерские. Подтвердить происхождение продукции смогли 12", – рассказывает президент Ассоциации крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области Михаил Шконда.
Офлайновую розницу организация пока не изучала, но итог предсказуем. "В таких точках зачастую нет ни натуральной, ни местной продукции — торгуют белорусской молочкой, а то и вовсе китайским кроликом", – объясняет свое нежелание сотрудничать с ними Ирина Руденко, глава хозяйства "Заречье". По словам Михаила Шконды, шанс встретить товары крестьянских хозяйств на продовольственных ярмарках Петербурга и сельскохозяйственных рынках тоже не слишком велик. Там тоже приходится конкурировать с псевдофермерской продукцией с овощебаз.
Попытка развивать собственную розницу пока не привела к большим достижениям. Пока у участников Ассоциации крестьянских хозяйств шесть магазинов под вывесками "Это у нас семейное", "Лавка фермера" и "Наша ферма". Мясо, молоко, сыры и овощи от хозяйств Ленинградской области составляют 80 – 90% ассортимента, остальное — крупы и фрукты, которые в нашем регионе попросту не выращивают. Но чтобы развивать сеть дальше, нужны инвестиции, а свободных средств у фермеров не так много. Выходом мог бы стать кооператив, созданный еще летом 2017 года. Но пока в нем только четыре участника, включая хозяйство самого Михаила Шконды. Всего в Ленинградской области 1000 крестьянско-фермерских хозяйств и около ста тысяч личных подсобных хозяйств, подсчитывала ранее ассоциация.
Свой шанс фермеры видят в кооперации и сотрудничестве с крупными продовольственными ретейлерами. Еще в прошлом году Ассоциация крестьянских хозяйств договорилась с сетью универсамов "Пятёрочка", и та пустила их летом поторговать перед своими магазинами. Несколько ярмарок прошло в 2017 году. В 2018-м с наступлением теплой погоды фермеры рассчитывают повторить опыт.
Фермеры хотят в гипермаркеты
В марте 2018 года ярмарка фермеров Ленинградской области открылась в "Ашане" на проспекте Космонавтов. В течение месяца свою продукцию там смогут представить около 70 хозяйств и небольших производителей овощной, молочной, мясной и рыбной продукции. За прилавками стоят сами работники крестьянских хозяйств, которые и устанавливают цену на свою продукцию. Ретейлер бесплатно предоставляет оборудование и помогает контролировать качество. Гипермаркет заинтересован в росте покупателей.
Примеров такого сотрудничества будет все больше, работа с сетями поможет решить вопрос по расширению рынков сбыта фермерской продукции, – мечтает Михаил Шконда. Ретейлеры тоже заинтересованы, поскольку модная фермерская тема привлекает народ: за неделю работы ярмарки в "Ашане" поток покупателей вырос. При этом собственный ассортимент даже не пришлось сокращать — полки с сырами и колбасами, чье место заняла продукция хозяйств из Ленобласти, разместили на других витринах. Пока это временный проект, но в "Ашане" не исключают, что фермерские ярмарки будут повторяться, в том числе в других магазинах сети.
Но на площадях ретейлеров размещаются не только фермеры в строгом смысле этого слова. В законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорится, что оно осуществляет деятельность без образования юридического лица и может включать в себя представителей не более трех семей и иметь не более пяти наемных работников. К примеру, среди участников ярмарки в "Ашане" были замечены производитель сыров ЗАО "Микельанджело", Лужский молочный комбинат, гатчинский "Молпром". Таким образом, под фермерами имеются в виду небольшие региональные производства, выпускающие продукцию с небольшим сроком годности, а потому редко доходящую до сетей.
Сами хозяйства и производители тоже рады кооперации, но признают, что сотрудничество на постоянной основе, скорее всего, не сложится. Фермеру несподручно самому сортировать продукцию, куда-то ее везти, а затем продавать — у него просто не останется времени на основную работу. Платить посреднику невыгодно – он останется без прибыли. А вот попасть на полку гипермаркета на общих условиях практически невозможно.
"У нас срок годности семь суток, ретейлеры не хотят с такими работать, и им не нравится наша упаковка", – рассказывает Марина Киселева, менеджер по розничной сети Лужского молочного комбината. По ее словам, сейчас продукция предприятия представлена в небольших сетях – "Пловдив" и "Сезон". "Для крупных сетей у нас не хватает объемов — один магазин мы бы обеспечили, но все не сможем", – отмечает Ирина Руденко. Сейчас "Заречье" сотрудничает с сетью "Мясо индейки" – собственной розницей агрофирмы "Конкорд".
Михаил Шконда признает, что ярмарки в гипермаркетах — пока в большей степени маркетинговое мероприятие, призванное вернуть доверие к фермерской продукции, которое дискредитировали многочисленные псевдофермерские лавки. "Люди не доверяют и в магазинах спрашивают, а точно ли это натуральное и местное", – говорит он. Ассоциация крестьянских хозяйств уже задумалась над тем, как переломить этот тренд. Один из способов — создание знака качества.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок мяса», «Рынок молока», «Овощи и фрукты», «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233